среда, 20 мая 2015 г.

Еще раз о национальном украинском менталитете



Я уже высказывался по поводу «Моей хаты с краю» как формулы украинского менталитета. Сегодня захотелось – после нескольких интересных разговоров с людьми, чье мнение я уважаю – вернуться к теме.
Вообще-то характер украинца достаточно забавен. В нем намешано всего и всякого, от безоглядного гостеприимства до жадности (пресловутое «не зїм, так понадкусую»), от общинной взаимовыручки до простодушной хитрости («Миколо, а навіщо тобі стіки моркви? Ви ж не зїсте, поділися!» - «Так у тебе ж своя є, куме!» - «А ми свою зїмо!»).
Что же касается «своей хаты с краю», то ее часто путают с чем-то другим. Например, с безразличием к миру, расположенному за забором; с миролюбием; с ленью. Эти черты нам действительно присущи, однако большущей ошибкой является то, что рассматриваются они в отрыве от другой важной особенности: терпеливости. Мы (а я, этнически русский, отношу себя к хохлам) действительно не особо интересуемся зазаборьем, миролюбивы и ленивы – но ровно до тех пор, пока не заканчивается терпение (украинское «терпець урвався» мне нравится больше!) Внешний мир может заглядывать через тын, отпускать колкие замечания или давать советы по кормлению свиней; он даже может стырить пару кочанов капусты – все это не нарушает мироздания украинца, несмотря на причиненный материальный ущерб и досадное, как жужжание комара, вмешательство извне. В результате и возникает ложное представление о безразличных, миролюбивых и ленивых украинцах.
Когда мимо хаты хохла с периодичностью четыре раза в день пробегают армии и толпы белых, красных, желто-зеленых или еще каких крашеных воинов, он разгибается, смотрит на войско, прикрываясь ладонью от солнца, задумчиво произносит «Ти диви!» и возвращается к прополке буряка. Если орда промчится через его огород, он со словами «От же ссуко!» примется заново засеивать грядку, и еще неделю-две будет жалеть о невыросшем урожае. И лишь когда стадо вытопчет кукурузу в надцатый раз, а засевать по новой будет уже поздно, хохол молча пойдет в сарай, поменяет грабли на лопату, откопает схороненный под старым ореховым деревом пулемет и сделает то, что делает человек, у которого лопнуло терпение.
Тут надо учесть вот что: чем выносливее терпение, тем сильнее реакция в момент его истощения. Со всеми вытекающими последствиями. Это касается и войны, и внутренней политики – причем на сегодняшний день политики, возможно, в большей степени.
А так мы безразличны, миролюбивы и ленивы.

пятница, 15 мая 2015 г.

Боровик как зеркало украинской ситуации

Попытался для себя систематизировать ситуацию с Сашей Боровиком - вышло примерно следующее.
Представим, что в амбициозное прогрессивное княжество во главе с проповедующим ускоренную модернизацию князем попадает специалист из XXVI века.
- Так, с завтрашнего дня все должны мыть руки перед едой. Пахать надо не сохой, а убирать урожай не серпами, а комбайнами. На следующей неделе начинаем производство пулеметов, с их помощью мы легко отпугнем наглых соседей-варваров, ведь пулеметы в миллион раз эффективнее копий и сабель. Бога нет. Туалет и душ должны быть в каждом доме. Кто у нас тут по международным связям - черкните двум соседским князьям, пусть выйдут в Скайп через полчаса, надо обговорить стратегию общего экономического развития...
Примерно в такой ситуации и оказался Боровик. Он попал в среду, ни объективно, ни морально, ни интеллектуально, ни цивилизационно не готовую к предлагаемым им правилам жизни.
Я даже готов шире смотреть на происходящее: большинство из нас оказались в такой же ситуации. Причем столкновение будущего и прошлого происходит не между "нами" и "ими", а внутри нас самих.
Мы-боровики чувствуем (а иногда даже и понимаем), что дальше так нельзя, что менять нужно систему и самих себя, что чем дольше игнорируется болезнь, тем тяжелее и дороже лечение и тем вероятнее плачевный итог.
Однако что и как менять, мы в большинстве не знаем; изменений хотим таких, чтобы они никак не затрагивали наших собственных интересов; а в лечении хотим полагаться либо на "авось, само пройдет", либо на доброго доктора, желательно иностранца, с волшебной таблеткой.
"Доктор, я больше так не могу, я страдаю от ожирения, я начинаю задыхаться после трех ступенек, я не могу заниматься сексом... Что? Меньше жрать? Ну как же, жена так вкусно готовит! Физическая активность? У меня нет времени, я после работы должен отдохнуть, полежать на диване перед телевизором. Отказаться от пива? Я ж не злоупотребляю - у нас просто традиция такая, ежедневно с коллегами по паре кружек пропустить после окончания рабочего дня..."
И так почти во всем и почти везде. От пенсионера в очереди за дешевыми овощами до, как мне кажется, Порошенки и Яценюка.
Впрочем, это достаточно примитивный и вполне преодолимый уровень. Хуже, когда неизбежно наступающее будущее настолько далеко от субъективной реальности сознания большинства из нас, что мы попросту не в состоянии его понять и воспринять.
Идея о необходимости мытья рук перед едой и после отправления естественных нужд чужда сознанию дикаря…