понедельник, 14 декабря 2015 г.

Новейшая история Украины: россиянам на заметку



Уже довольно долго я спокоен... вернее, уравновешен (спокойствия в этом мало на самом деле).
Уравновеситься, кроме прочего, помогает понимание неизбежности некоторых составляющих процесса. Напрашивается аналогия с развитием ребенка с момента зачатия до родов: поначалу оно вообще нечеловекообразное, размножающаяся клетка или что-то вроде того; потом, по ходу принимая всякообразные формы, все больше и больше походит на человечка в миниатюре. При этом ускорить ход естественного развития невозможно, преждевременные роды могут иметь самые разнообразные последствия, а положительный результат вообще возможен только по прошествии определенного времени и завершении нескольких этапов.
Разумеется, социально-исторические процессы отличаются от физиологических. Например, в первых, в отличие от вторых, нет строгой привязки к временным рамкам. В социальной среде заменителем времени в какой-то степени может служить интенсивность, и скорость созревания социального плода может сильно варьироваться. (В качестве иллюстрации - недавно наткнулся на меткую фразу: «активное меньшинство задает направление, пассивное большинство определяет темп»).
С учетом сказанного выше, россиянам следует, как мне кажется, очень внимательно следить за событиями в Украине и, по возможности, делать выводы – что называется, извлекать уроки.
Мы – россияне (русские?) и украинцы – похожи по многим параметрам, в чем-то совершенно одинаковы, в чем-то различаемся. И я все больше склоняюсь к следующему мнению: все, происходящее в Украине, повторится и в России. Только со своей спецификой (связанной с целой кучей особенностей, от размера страны и закостенелой веры в справедливого царя до актуальности «национального вопроса» и, как следствие, огромного потенциала для создания множества «народных республик»).
Вопросов, конечно же, возникает ой сколько. И главный из них – а можно ли избежать повторения украинского сценария в России?
На мой взгляд, теоретически – да; но вероятность мягкого развития событий представляется мне (на сегодня) крайне незначительной, и признаков того, что в этом направлении предпринимаются хоть какие-то усилия, я не наблюдаю.
Второй важный вопрос: когда? Гадать по этому поводу нет ни малейшего смысла, поскольку все зависит от большого количества факторов, на нынешний момент отсутствующих.
Чем это аукнется и для самой России, и для нас как ближайших соседей и типа этнических братьев, представить трудно, и как действовать, каждый должен решать сам. Сейчас же желательно хотя бы понять, что это почти неизбежно. (Снова вспомнилась удачная формулировка неизвестного авторства: кто не эмигрирует, тому придется эвакуироваться).
Запомните этот твит! (С)

воскресенье, 15 ноября 2015 г.

О пользе и вреде френдоцида



Представим такое: я оказываюсь в столовке с очень мультикультурным составом посетителей.
Кто-то перед принятием пищи молится. Кто-то, чтобы принять трапезу, садится на пол. Кто-то, почувствовав физиологическую потребность, отправляет ее в трех метрах от обеденного стола. Кто-то, поковырявшись в носу, тянется к общей тарелке с хлебом.
Во-первых, я не буду удивляться – среда-то ооочень мультикультурная.
Во-вторых, я – исходя из собственных представлений о гигиене и степени собственной брезгливости – предприму те или иные меры, чтобы оказаться в комфортной и чистой зоне, где нет риска подвергнуться нападению мультикультурных вирусов и микробов. (Скорее всего, за пределами этой столовой, если возможно).
В-третьих, я, разумеется, что-то подумаю о происходящем в целом и действиях некоторых; может, даже оценю их.
Но никогда не буду пытаться наводить свои порядки за пределами собственного пространства.
То есть, я мгновенно пинками под зад выгоню того, кто рискнет помочиться на стену моего дома.
И меня совершенно не волнует, гадит дядяВася в собственном доме или нет (а он гадит, я знаю!!!)
При этом если дядяВася гадить начинает в пространстве, где мы с ним пересекаемся – в общем дворе, например, он рискует схлопотать по шее.
Однако в этом смысле ФБ не является ни моим, ни дядинымвасиным домом, и даже будучи общим пространством, где мы с дядейВасей регулярно пересекаемся, он, ФБ, принадлежит Цукербергу. Последний и устанавливает правила поведения на этой территории. Если что, смотри ФАКи: можно ли гадить? Да сколько угодно!!!
Но на то он и Цукерберг: если очень хочется создать видимость собственного пространства в социальной сети (три раза ха!) – вот вам несколько кнопочек: зафрендить, расфрендить, пускать токо своих, забанить к чертовой матери.
Так что рецептов два: либо не ходить в гости к дядеВасе (и не слушать рассказы тех, кто его регулярно навещает) – либо научиться нейтрально относиться к вони в его конурке.
А теперь второй аспект. Принципы формирования круга общения в сети могут быть совершенно разными – от строгого «только тех, кого знаю лично» до «по профессиональной принадлежности», склонности к зрадо- или перемогофилии, вплоть до «чем больше, тем лучше». Любой принцип имеет свои особенности, которые можно рассматривать как недостатки или как преимущества. Но мы часто не учитываем, что даже тесное личное знакомство не дает оснований для полной уверенности в том, что человек (френд) отвечает ВСЕМ предъявляемым нами критериям. Мы ведь знаем друг друга с определенных сторон, а некоторые стороны не проявлялись только потому, что для этого не было условий.
А условия в последнее время таковы, что упомянутый выше дядяВася вполне может оказаться моим лучшим партнером и помощником – по крайней мере, для решения той или иной задачи. Ведь, окажись мы с дядейВасей в яме, из которой нам поодиночке не выбраться, - я не буду выяснять, каковы его политические взгляды, как он относится к терактам в Париже, почему он французским флагом аватарку красил, а ливанским – нет; мне до лампочки его грамотность и уровень интеллекта; и то, что он гадит, где живет, вообще не будет фактором при вылезании из ямы.
Что, впрочем, через пять минут не помешает мне набить ему морду, если он вздумает насрать у меня перед дверью.

суббота, 7 ноября 2015 г.

Оптимистическая агония



Можно, я вас успокою?
Последняя неделя – абсолютный кошмар, мрак, зрада в кубе, поток негатива, вгоняющий в депресняк любого адекватного человека. Нет?
А я удовлетворенно киваю: все идет так, как надо.
Мерзкая система, заточенная под сохранение самое себя, отравляющая любого, кто к ней присоединяется или в нее встраивается, агонизирует, предчувствуя неизбежную смерть. Переполненная адреналином, она хлещет щупальцами налево и направо, сшибая бошки и разнося вдребезги строения. Самая жесткая ломка – в системообразующих органах; но и периферию тоже несладко колбасит…
Все правильно. Так и должно быть. Это обыкновенная ломка. Тяжелейший, но неизбежный процесс, если конечная цель – выздороветь.
Результат не гарантирован. Более того, он весьма и весьма сомнителен: всегда есть соблазн забить болт, уколоться и забыться. Да и хватит ли сил? Особенно когда рядом и вокруг – куча тех, кому пофиг; которым хорошо и так; которым настолько хорошо, что они все силы положат, чтобы все так и оставалось…
А хрен там! Потому что законы жизни такие же неумолимые, как и законы Ньютона, и им плевать на чьи-то желания или нежелания. Процесс идет с нарастающей скоростью. И чем ближе конец элементов, из которых эта система состоит, тем живописнее их конвульсии.
Честное слово, иногда бывает именно так: чем хуже, тем лучше.