понедельник, 14 декабря 2015 г.

Новейшая история Украины: россиянам на заметку



Уже довольно долго я спокоен... вернее, уравновешен (спокойствия в этом мало на самом деле).
Уравновеситься, кроме прочего, помогает понимание неизбежности некоторых составляющих процесса. Напрашивается аналогия с развитием ребенка с момента зачатия до родов: поначалу оно вообще нечеловекообразное, размножающаяся клетка или что-то вроде того; потом, по ходу принимая всякообразные формы, все больше и больше походит на человечка в миниатюре. При этом ускорить ход естественного развития невозможно, преждевременные роды могут иметь самые разнообразные последствия, а положительный результат вообще возможен только по прошествии определенного времени и завершении нескольких этапов.
Разумеется, социально-исторические процессы отличаются от физиологических. Например, в первых, в отличие от вторых, нет строгой привязки к временным рамкам. В социальной среде заменителем времени в какой-то степени может служить интенсивность, и скорость созревания социального плода может сильно варьироваться. (В качестве иллюстрации - недавно наткнулся на меткую фразу: «активное меньшинство задает направление, пассивное большинство определяет темп»).
С учетом сказанного выше, россиянам следует, как мне кажется, очень внимательно следить за событиями в Украине и, по возможности, делать выводы – что называется, извлекать уроки.
Мы – россияне (русские?) и украинцы – похожи по многим параметрам, в чем-то совершенно одинаковы, в чем-то различаемся. И я все больше склоняюсь к следующему мнению: все, происходящее в Украине, повторится и в России. Только со своей спецификой (связанной с целой кучей особенностей, от размера страны и закостенелой веры в справедливого царя до актуальности «национального вопроса» и, как следствие, огромного потенциала для создания множества «народных республик»).
Вопросов, конечно же, возникает ой сколько. И главный из них – а можно ли избежать повторения украинского сценария в России?
На мой взгляд, теоретически – да; но вероятность мягкого развития событий представляется мне (на сегодня) крайне незначительной, и признаков того, что в этом направлении предпринимаются хоть какие-то усилия, я не наблюдаю.
Второй важный вопрос: когда? Гадать по этому поводу нет ни малейшего смысла, поскольку все зависит от большого количества факторов, на нынешний момент отсутствующих.
Чем это аукнется и для самой России, и для нас как ближайших соседей и типа этнических братьев, представить трудно, и как действовать, каждый должен решать сам. Сейчас же желательно хотя бы понять, что это почти неизбежно. (Снова вспомнилась удачная формулировка неизвестного авторства: кто не эмигрирует, тому придется эвакуироваться).
Запомните этот твит! (С)

3 комментария:

  1. На тему еміграції/евакуації є файний анекдот про Бровка і півня. Тіко він нецензурний. Розказати?

    ОтветитьУдалить
  2. Я коментарі не модерую, то ж можете, чом ні.

    ОтветитьУдалить
  3. Жили собі дід і баба. Були вони бідні, мали клаптик городу, на якому садили картоплю і ще там дещо, а з худоби в них був тільки півень і пес Бровко. От одного разу півень до Бровка й каже:

    - Треба мені тікати звідси, бо вчора я підслухав, як баба дідові казала: "На Петра зарубаємо півня". Ходімо, брате, зі мною, веселіше буде.

    А Бровко йому:

    - Ні, ти йди, а я поки що залишуся.

    Півень його вмовляє:

    - Ну чого тобі тут сидіти? Вони ж тебе майже не годують, бо й самі впроголодь живуть. Ти й так мусиш по смітниках їжу шукати, то вже ж тобі гірше не буде, як тут.

    Бровко пом'явся-пом'явся, та й знов своє:

    - Та воно-то все так, але я ще до вересня почекаю.

    - Тю, чи ти дурний?! Ти думаєш, до вересня вони розбагатіють, чи що?!

    - Та ні, річ не в тому… Тут така справа… підслухав я вчора, як дід бабі казав: "Якщо картопля не вродить, то будемо ми з тобою цілу зиму в нашого Бровка xyй смоктати".

    ОтветитьУдалить