суббота, 22 августа 2015 г.

Хорошо ли это, когда тебя тискают



Периодически возникающие споры по поводу «тиску ЄС/США на Україну» заставили меня вспомнить лето 1981 года.
Это были каникулы после первого курса, в течение которого каждому студенту полагалось отработать так называемый трудовой семестр – то есть, провести два из трех летних месяцев в общественно полезных трудах. Достаточно разнообразное количество вариантов (от ДНД до стройотрядов) постепенно уменьшалось по мере наступления этого самого семестра, и так вышло, что несколько недель мне пришлось провести в волочильно-механическом цеху харьковского завода «Серп и молот».
Меня приставили учеником к оператору станка, изготавливавшего пружины. Дело это нехитрое: все операции выполнял станок, а задача оператора заключалась в том, чтобы с помощью потолочного крана устанавливать новый моток проволоки, когда предыдущий вырабатывался, и вовремя заменять емкости, наполненные готовыми пружинами, на пустые.
Несколько часов в первый день Акимыч (так звали моего наставника) потратил на инструктаж по технике безопасности и обучение нехитрым манипуляциям, после чего он уселся в сторонке с тормозком и принялся наблюдать за тем, как я ловко цепляю тяжеленный моток на крюк, подвожу его к станку, заправляю конец проволоки… И так несколько дней.
В конце концов я не выдержал:
- Акимыч, тут же фигня делов, что ты все время следишь за мной? Пошел бы покурил, отдохнул, занялся чем.
- Ну, смотри, - пожал плечами Акимыч и скрылся за дверью цеха.
В тот день он заглядывал с проверкой каждые полчаса, справлялся, как у меня дела, получал в ответ неизменное «Все нормально» и снова исчезал. В последующие дни интервал между его появлениями постепенно увеличивался, и вскоре режим стал таким: с утра Акимыч давал мне задание и появлялся либо к обеду, либо аж вечером, в конце смены. Так все и шло, размеренно и довольно скучно, до тех пор, пока в один ну совсем не прекрасный день я – уже почувствовавший себя опытным работником волочильно-механического цеха – не заправил в протяжный механизм бухту проволоки диаметром на четверть миллиметра больше, чем надо.
Работал станок недолго. Что-то там от избыточного трения перегрелось, от перегрева сломалось, хвост медной проволоки, вырвавшись из механизма, просвистел над головой и хлестнул по деревянным ящикам, разнеся два в щепки. Я хоть и соблюдал инструкции и сидел неподалеку от красной кнопки, но попал в нее не с первого раза. Станок стих, а я, постепенно проникаясь ситуацией, отправился на поиски Акимыча.
Надо признать, ругался он недолго. Но меня поразило не это. На мои робкие «Акимыч, ты-то ведь ни при чем здесь?» он показал мне на ящики с пружинами:
- Как думаешь, с чьей зарплаты за брак вычтут?
На этот железный – вернее, медный – аргумент возражений у меня не нашлось.
А он, помолчав, добавил:
- Отак всегда: оставь вас, балбесов молодых, без присмотра – обязательно напортачите.
Вот почему я более-менее нормально отношусь к тому, что перед важными голосованиями нашим депутатам кое-то крепко стискивают.

Комментариев нет:

Отправить комментарий