понедельник, 28 апреля 2014 г.

Свобода



Эпиграфом к публикации возьму форумный пост:

"все эти песни про свободу, это красивые слова, не более,
пойди расскажи про свободу тем, кто остался без работы
и им нечем детей кормить, накорми их речами о свободе"

Вряд ли написанное ниже изменит понимание свободы у тех, кому она не нужна, тех, для кого она непривычна, или тех, кем она отвергается как нечто непривычное и потому пугающее. Но все же…
Мы все свободны – в той или иной степени, до определенных пределов. Каждый из нас свободен в пределах клетки, в которой он находится. Самое интересное начинается, когда посмотреть на клетку: откуда она взялась и из чего состоят ее стенки?
Некоторые строительные материалы совершенно понятны и привычны. Здравый смысл, например: мне никто не запрещает сунуть гвоздик в розетку, но я этого не делаю. Общепринятая мораль: я сам себе запрещаю привселюдно материться. Шаблоны поведения, учет мнения окружающих, уровень интеллекта, в конце концов… есть огромное количество факторов, из-за которых я ограничиваю свою свободу поведения.
Но мы не о бытовом поведении говорим, верно?
Стены состоят из законов. Я не хочу платить налоги, но вынужден, законы обязывают.
Стены состоят из стереотипов и опыта предков. Мои прадед и дед копали уголь, отец до сих пор спускается в шахту, я тоже буду шахтером.
Стены состоят из примитивного невежества, когда все, происходящее за пределами (деревни, улицы, города, страны, моего понимания – нужное подчеркнуть) воспринимается как вымысел либо же как нечто недостижимое (хотя на самом деле я просто не знаю путей достижения).
Стены состоят из лени, инертности, страха. Ведь, чтобы выйти из клетки – нет, неправильно; чтобы сделать свою клетку более просторной и комфортной, надо отрывать задницу от кресла, а взгляд от телевизора или монитора; надо ломать старые (а ведь они какую-никакую защиту, но обеспечивают! А строить новое – вдруг не получится, или получится плохо? Да и вообще, это строить надо, а строительство всегда затягивается надолго…)
Если присмотреться внимательно, то выяснится, что на самом деле большинство стен не отличаются прочностью и только кажутся нам нерушимыми. Перефразируя профессора Преображенского, стены строятся в головах.
По сути, 999 жалоб из 1000, если глядеть, как завещал Козьма Прутков, в корень, сводятся к следующему: мне что-то не нравится, но я не хочу, не могу, не умею, не собираюсь и не буду ничего делать, чтобы это изменить.
Можно немножко постебаться: кто посмел изменить мир??? Я думал, что производство лаптей и ремонт самоваров обеспечат мне комфортную жизнь так, как обеспечивали моему пра-пра-прародителю. Немедленно верните средневековье! Или, по крайней мере, Советский Союз!
Думаю, даже если Харьков станет в ближайшее время частью Российской Федерации, СССР все равно не вернется, а если не станет, то тем более. Добро пожаловать в новую реальность!

Комментариев нет:

Отправить комментарий