пятница, 13 февраля 2015 г.

Эволюционный кризис?



В художественных фильмах о техногенных катастрофах обязательно есть следующая сцена. Навороченный объект: цеха, помещения, емкости, трубопроводы, центр управления с мониторами. Все пыхтит, жужжит и блымает; во внутренностях предприятия что-то во что-то перерабатывается. Камера крупным планом показывает индикатор, дрожащая стрелка приближается к красной зоне. Затем в кадре появляется труба: прорыв, и из нее вырывается струя пара. Лопается еще одна труба, и еще одна, срывает крышку бака, что-то взрывается… и через минуту-другую на общем плане все кончается грандиозным ба-бахом.
А все потому, что проворный диверсант где-то перерезал тоненький шланг.
Теперь к теме. Под знаком глобализации.
Современный мир – это такой здоровенный-прездоровенный, сложный-пресложный комплекс, состоящий из некоторого количества отдельных крупных агрегатов, средних размеров важных узлов, множества механизмов, несметного количества болтиков и винтиков, безумно переплетающихся проводов, кабелей и тросов. Крупнейшими элементами этой безумной системы являются государства и корпорации. И если предназначение последних понятно – их владельцы таким образом достигают своих целей – то целесообразность государств сегодня представляется мне, как минимум, сомнительной.
Исторически государство возникло как некая организация общества, призванная повысить вероятность выживания путем перераспределения скудных в древние времена ресурсов в пользу сравнительно небольшой элитной группы. Сначала это делалось грубо и полностью (рабство). Со временем ресурсов производилось все больше, и они уже не отбирались полностью (феодализм). С началом индустриальной революции возникла необходимость в квалифицированном труде и появилось понимание того, что самым главным ресурсом является человеческий, потому что именно он, собственно, и производит материальные ресурсы. Как следствие, государство взялось за образование и медицину.
Качественные, принципиальные изменения начались недавно, несколько десятилетий назад, когда благодаря техническому прогрессу производство материальных благ перестало зависеть от количества человеческих ресурсов. Казалось бы, в новых условиях естественным было бы услышать нечто вроде «Люди! Граждане! Мы разрешили проблему выживания, давайте займемся задачками меньшей важности – например, комфортом и безопасностью, с дальнейшим переходом к морали и гармонии. Размножаться по-кроличьи уже не обязательно. Лучше перестраивайтесь на другой режим жизни, в котором можно будет работать столько, сколько хочешь, желательно никогда не переставать учиться, рекомендуется (или придется) время от времени менять профессию и место проживания…» Тем более, что многие это и без пояснений чувствуют и делают.
Но нет. Государство с головой пускается в популистский гуманизм, не оценивая отрицательных его последствий, поощряет потребительство, ставит формализм впереди здравого смысла – и все чаще сталкивается с последствиями.  И если там, где имеются более-менее действенные системы контроля в виде выборов, судов и традиций соблюдения законодательства, сбои такой модели пока редки, то в «развивающихся» странах проблема зашкаливает.
Суть проблемы состоит в том, что у нас эта модель государства устарела, даже не будучи созданной, а новая пока не придумана.
Нынешнее государство напоминает подростковые шорты, в которые пытается впихнуть себя обремененный пивным животиком сорокапятилетний мужик. Нет, хуже: леггинсы худенькой восьмиклассницы, напяленные на тетку с гнездом волос цвета подпревшей соломы на голове. Дабы повысить собственную привлекательность в глазах верноподданных граждан, государство рисует красивые сказки (читай конституцию), но при этом не несет никакой ответственности за выполнение обещаний, да и, по большому счету, не принимает на себя соответствующие обязательства. В случае чего всегда найдутся объективные причины и пояснения, от дефицитного бюджета и неблагоприятной мировой конъюнктуры до жадных коррумпированных воров-папиредников и обвинений в адрес налогоплательщиков, не желающих расставаться с заработанными деньгами. Ясное дело, глядя на такое государство, граждане стараются ни в чем от него не отставать. В результате мы имеем (не вдаваясь в подробности) ситуацию, когда каждая сторона считает, что ей кто-то что-то должен, при этом всеми силами и способами старается отмазаться от собственных долгов.
Сказки государства сводятся к описаниям будущего благоденствия, ради которого сейчас нужно потерпеть и поделиться. Требования верноподданных сводятся к «ты же обещало – так давай!»
Сограждане мои! Если что, то государство врало, врет и врать будет, а требовать с него – только голос сорвать.
Строить экономику и создавать рабочие места? В какой сфере? В сельском хозяйстве, где вместо вчерашней тысячи колхозников достаточно одного комбайна? В промышленности, где один станок заменяет сотню слесарей и фрезеровщиков? Всех переучить на айтишников? Удлинить цепочку логистики до бесконечности, чтобы в ней поместились все, кому не лень (вернее, все, кому лень)?
Не хочется ни проводить, ни тем более притягивать за уши связь с войной. Но то, что на войну в первую очередь отправляются – и погибают там – пассионарии (потенциально представляющие угрозу для режима) и молодые; в тылу остаются все более зависимые от державы люди в возрасте и полностью от нее зависимые старики; а возвращающиеся с войны покалеченные опять же попадают в полную зависимость от государства, - все это наводит на мысли.
Очень хочется понять, будет ли комплекс модернизирован или же его ждет грандиозный ба-бах, как в финалах фильмов про катастрофы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий