воскресенье, 2 марта 2014 г.

Краткий курс новейшей истории Украины



Чехов говорил: если в начале пьесы на стене висит ружье,
то к концу пьесы оно должно выстрелить.
Сейчас в Крыму тысячи единиц современного боевого
оружия, вложенных в руки военнослужащих
армии Российской Федерации. Вероятность того,
что до конца спектакля не прозвучит ни одного выстрела,
ничтожно мала. 
Не надо молчать!

Вообще-то историю я не любил со старших классов. Древняя – ничего, там про дикарей и каменные топоры, как раз то, что детишкам нужно. И про Средние века пофантазировать можно: рыцари там в доспехах, крестовые походы… Только даты лень было запоминать.
Когда же пошла история новая и потом новейшая, стало сначала скучно, а потом непонятно. Это сейчас я понимаю: события вроде как запоминались, а вот их истолкование в соответствии с указаниями партии не вмещалось в мою тогда еще юношескую логику, нарушая стройность причинно-следственных цепочек.
С другой стороны, понять настоящее без понимания истории непросто. Поэтому я и предлагаю свой сверхкраткий курс новейшей истории Украины, начинающейся с момента обретения ею независимости.
Напомню, независимой она стала после референдума 1991 года.
Референдумы – интересная штука! Во-первых, вопросы в них всегда формулируются так, чтобы было только два ответа – «да» и «нет», ответы типа «не знаю», «не понимаю, о чем это вообще» или «да пошли вы!..» не допускаются. Во-вторых, результаты референдума никого ни к чему не обязывают.
Участие в проводившихся при моем правоголосном возрасте референдумах из памяти стерлось, но было их аж три: первый еще в последние дни СССР, весной 1991 года, когда 80% украинцев положительно ответило на вопрос «Согласны ли Вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза Советских суверенных государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины?» – проще говоря, поддержало сохранение Советского Союза. А уже меньше чем через год, после путча и последующего провозглашения независимости, 90% ответило «да» на вопрос «Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?» т.е., одобрило уже состоявшийся выход из СССР.
Если включить творческое воображение, происходило это примерно так.

Акт (т.е., референдум) I. Весна. Пустынная сельская улица. Народ стоит раком в огороде, сеет морковку.

Власть (подходит ко двору народа): Эй, народ? Дома?
Народ (не разгибаясь): Че те?
Власть: Подь сюды.
Народ: Некогда, не вишь, что ль?
Власть: Да на минутку, спросить кой-че надо.
Народ (глядя в щель в заборе): Меня? Спросить? Ты часом не сдурела?
Власть: Ну правда, надо.
Народ (открывает калитку, выходит на улицу, оглядывается, запирает за собой калитку): Ладно, говори, токо быстро, а то скородить надо.
Власть: Мы тут референдум задумали…
Народ: Рефре…чего-чего?
Власть: Короче, проголосовать надо.
Народ: Так бы сразу и сказала! Ну, эт мы запросто. (Поворачивается, чтобы уйти, но задерживается у приоткрытой калитки). А за кого?
Власть: Та тут такое дело… вроде как и ни за кого.
Народ (снова закрывает калитку): Не понял…
Власть: Эта… значит… тут на пару вопросов ответить надо.
Народ (озадачено): Нахера?
Власть (неловко мнется): Вишь ли… такое дело, понимаешь… надо, короче.
Народ (пожимает плечами): Ну, надо так надо. Приду. (Поворачивается, чтобы уйти, но снова останавливается). А че за вопросы-то?
Власть: Вопросы? А счас – (достает из кармана мятую бумажку и начинает читать) «Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере обеспечиваться…»
Народ: Хорош, власть, а то у меня весь огород комьями возьмется, пока я тебя дослушаю. Да и нихрена не понял я, чего ты там накалякала. Ты мне по простому скажи, а?
Власть: Если по простому, то так: хочешь, чтобы и дальше было хорошо?
Народ: Хорошо – это хорошо, идить твою!.. За хорошо мы завсегда проголосовать готовые. (Нетерпеливо оглядывается на огород). Че, все у тебя?
Власть (торопливо): Все, народушка, все. Только ты приди, пожалуйста.
Народ (уже из-за забора): Приду, не ссы. Картоху досажу и приду. Нам не жалко, За хорошо мы чего там, проголосуем (продолжает что-то бормотать, но неразборчиво).

Акт (референдум) II. Первый день зимы. Над трубой хаты народа вьется дымок. Тишина.
Власть (стучится в дверь): Народ? Эй, народ? (Из-за двери доносится мычание, затем звон упавшей на пол металлической кружки и мат; снова воцаряется тишина). Наро-од! Вставай!
Народ (явно сонным и не совсем протрезвевшим голосом): Пошли вон!
Власть (настойчиво): Народ! Народ, твою мать!!!
Народ: Кого там еще принесло?
Власть: Это я, власть. Открой.
Народ: Какого тебе? Пошла нах…
Власть: Слушай, народ, извини, но дело есть неотложное. Открой – а я тебе рассольчику!
Народ (смягчаясь): Рассольчика? Молоцца! Счас, погодь, я кальсоны натяну. (Грохот, мат, опять грохот, дверь распахивается). Давай!
Власть (проскальзывает мимо народа в хату): Слышь, народ, тут такое дело… референдум у нас сегодня.
Народ (закрывает дверь, одной рукой поддерживая кальсоны): Шо? Де?
Власть: Референдум. Ну, как весной – тебе ж объясняли?
Народ (офигело вращает глазами): Я спрашиваю, рассол где?
Власть: Ой, я ж не знала, я б сразу принесла… а давай ты на референдум придешь, а я тебе там рассольчика и налью.
Народ (моргает): Куда?
Власть: Ну, проголосовать.
Народ: Опять, мля? Я ж токо-токо голосовал! (Борясь с тошнотой) Не пойду! И холодно, едрена вошь!
Власть: Так вот за это и надо! Чтобы теперь было по-другому, чтобы хорошо было! И тепло, и сытно. И рассольчику!
Народ (пытаясь остановить взгляд на одной точке): Чтобы хорошо и рассольчику?.. (Икает). Ну, за это, пожалуй, и можно. А за кого голосовать?
Власть: Да не за кого, а за что, придур… (спохватывается) придумаешь тут! За хорошо. Придешь? Договорились?
Народ: А на кой оно тебе?
Власть: Для легитимности.
Народ (с подозрением): Для чего?
Власть: Ну, положено так. Порядок такой, понимаешь. Приходи. Это чтобы хорошо было! (Видит, что народ сомневается). И рассольчику!
Народ (машет рукой): Ладно, приду, только я попозже чуток. (В спину уходящей власти). Рассольчик не забудь, сука!
Власть: Непременно!

Так или не так, но Украина получила независимость – что называется, не мала баба клопоту. Потому что из республики в централизованной стране она стала державой, не умея державой быть.
Всему пришлось учиться в процессе, методом проб и ошибок. Срочным образом создавались все государственные институты и атрибуты, быстренько выбрали президента (само собой, председателя Верховной рады Украины Леонида Кравчука, всю жизнь занимавшегося партийной работой с идеологическим уклоном).
Дальнейшую историю разделим на четыре периода по четырем президентам.
Итак, Кравчук – учимся быть независимыми.
При Макарыче новоявленное государство занималось тем, что пыталось состояться. Власть училась быть властью с новыми, доселе невиданными полномочиями и обязанностями, обзаводилась всей атрибутикой от гимна с флагом и собственными деньгами до армии, ВВ и послов. До руководства страной руки просто не доходили; по сути, за пределами самой власти ее как таковой и не было. Ко всему прочему, при развале Союза были порублены все экономические связи, экономика встала, и мы получили полный букет последствий, включая годовую инфляцию в 10 000%, отсутствие самых необходимых продуктов, карточную систему, девальвацию и прочие прелести переходного периода. Параллельно, пока власть рожала самое себя с полагающимися принадлежностями в виде, например, правоохранительных органов, зацвел пышным цветом бандитизм, и хаос продолжался некоторое время.
Но постепенно ситуация менялась – о чем я и напишу в следующей публикации.


Комментариев нет:

Отправить комментарий