Чехов говорил: если в начале пьесы на стене висит ружье,
то к
концу пьесы оно должно выстрелить.
Сейчас в
Крыму тысячи единиц современного боевого
оружия, вложенных
в руки военнослужащих
армии Российской
Федерации. Вероятность того,
что до
конца спектакля не прозвучит ни одного выстрела,
ничтожно
мала.
Не надо молчать!
Вообще-то историю я не любил со
старших классов. Древняя – ничего, там про дикарей и каменные топоры, как раз
то, что детишкам нужно. И про Средние века пофантазировать можно: рыцари там в
доспехах, крестовые походы… Только даты лень было запоминать.
Когда же пошла история новая и
потом новейшая, стало сначала скучно, а потом непонятно. Это сейчас я понимаю:
события вроде как запоминались, а вот их истолкование в соответствии с указаниями
партии не вмещалось в мою тогда еще юношескую логику, нарушая стройность
причинно-следственных цепочек.
С другой стороны, понять настоящее
без понимания истории непросто. Поэтому я и предлагаю свой сверхкраткий курс новейшей
истории Украины, начинающейся с момента обретения ею независимости.
Напомню, независимой она стала
после референдума 1991 года.
Референдумы – интересная штука! Во-первых,
вопросы в них всегда формулируются так, чтобы было только два ответа – «да» и «нет»,
ответы типа «не знаю», «не понимаю, о чем это вообще» или «да пошли вы!..» не допускаются.
Во-вторых, результаты референдума никого ни к чему не обязывают.
Участие в проводившихся при моем
правоголосном возрасте референдумах из памяти стерлось, но было их аж три:
первый еще в последние дни СССР, весной 1991 года, когда 80% украинцев положительно
ответило на вопрос «Согласны ли Вы с тем, что Украина должна быть в составе
Союза Советских суверенных государств на основе Декларации о государственном
суверенитете Украины?» – проще говоря, поддержало сохранение Советского Союза. А
уже меньше чем через год, после путча и последующего провозглашения независимости,
90% ответило «да» на вопрос «Подтверждаете
ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?» – т.е., одобрило уже состоявшийся выход из СССР.
Если включить творческое воображение, происходило это примерно так.
Акт (т.е., референдум) I. Весна. Пустынная сельская улица. Народ стоит раком в огороде, сеет морковку.
Власть (подходит ко двору народа): Эй, народ? Дома?
Народ (не разгибаясь): Че те?
Власть: Подь сюды.
Народ: Некогда, не вишь, что ль?
Власть: Да на минутку, спросить кой-че надо.
Народ (глядя в щель в заборе): Меня? Спросить? Ты часом не сдурела?
Власть: Ну правда, надо.
Народ (открывает калитку, выходит на улицу, оглядывается, запирает за
собой калитку): Ладно, говори, токо быстро, а то скородить надо.
Власть: Мы тут референдум задумали…
Народ: Рефре…чего-чего?
Власть: Короче, проголосовать надо.
Народ: Так бы сразу и сказала! Ну, эт мы запросто. (Поворачивается, чтобы
уйти, но задерживается у приоткрытой калитки). А за кого?
Власть: Та тут такое дело… вроде как и ни за кого.
Народ (снова закрывает калитку): Не понял…
Власть: Эта… значит… тут на пару вопросов ответить надо.
Народ (озадачено): Нахера?
Власть (неловко мнется): Вишь ли… такое дело, понимаешь… надо, короче.
Народ (пожимает плечами): Ну, надо так надо. Приду. (Поворачивается,
чтобы уйти, но снова останавливается). А че за вопросы-то?
Власть: Вопросы? А счас – (достает из кармана мятую бумажку и начинает
читать) «Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как обновлённой федерации
равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере обеспечиваться…»
Народ: Хорош, власть, а то у меня
весь огород комьями возьмется, пока я тебя дослушаю. Да и нихрена не понял я,
чего ты там накалякала. Ты мне по простому скажи, а?
Власть: Если по простому, то так:
хочешь, чтобы и дальше было хорошо?
Народ: Хорошо – это хорошо, идить
твою!.. За хорошо мы завсегда проголосовать готовые. (Нетерпеливо оглядывается
на огород). Че, все у тебя?
Власть (торопливо): Все,
народушка, все. Только ты приди, пожалуйста.
Народ (уже из-за забора): Приду,
не ссы. Картоху досажу и приду. Нам не жалко, За хорошо мы чего там,
проголосуем (продолжает что-то бормотать, но неразборчиво).
Акт (референдум) II. Первый
день зимы. Над трубой хаты народа вьется дымок. Тишина.
Власть (стучится в дверь): Народ? Эй, народ? (Из-за двери доносится
мычание, затем звон упавшей на пол металлической кружки и мат; снова воцаряется
тишина). Наро-од! Вставай!
Народ (явно сонным и не совсем протрезвевшим голосом): Пошли вон!
Власть (настойчиво): Народ! Народ, твою мать!!!
Народ: Кого там еще принесло?
Власть: Это я, власть. Открой.
Народ: Какого тебе? Пошла нах…
Власть: Слушай, народ, извини, но дело есть неотложное. Открой – а я тебе
рассольчику!
Народ (смягчаясь): Рассольчика? Молоцца! Счас, погодь, я кальсоны натяну.
(Грохот, мат, опять грохот, дверь распахивается). Давай!
Власть (проскальзывает мимо народа в хату): Слышь, народ, тут такое дело…
референдум у нас сегодня.
Народ (закрывает дверь, одной рукой поддерживая кальсоны): Шо? Де?
Власть: Референдум. Ну, как весной – тебе ж объясняли?
Народ (офигело вращает глазами): Я спрашиваю, рассол где?
Власть: Ой, я ж не знала, я б сразу принесла… а давай ты на референдум
придешь, а я тебе там рассольчика и налью.
Народ (моргает): Куда?
Власть: Ну, проголосовать.
Народ: Опять, мля? Я ж токо-токо голосовал! (Борясь с тошнотой) Не пойду!
И холодно, едрена вошь!
Власть: Так вот за это и надо! Чтобы теперь было по-другому, чтобы хорошо
было! И тепло, и сытно. И рассольчику!
Народ (пытаясь остановить взгляд на одной точке): Чтобы хорошо и
рассольчику?.. (Икает). Ну, за это, пожалуй, и можно. А за кого голосовать?
Власть: Да не за кого, а за что, придур… (спохватывается) придумаешь тут!
За хорошо. Придешь? Договорились?
Народ: А на кой оно тебе?
Власть: Для легитимности.
Народ (с подозрением): Для чего?
Власть: Ну, положено так. Порядок такой, понимаешь. Приходи. Это чтобы
хорошо было! (Видит, что народ сомневается). И рассольчику!
Народ (машет рукой): Ладно, приду, только я попозже чуток. (В спину
уходящей власти). Рассольчик не забудь, сука!
Власть: Непременно!
Так или не так, но Украина получила независимость – что называется, не
мала баба клопоту. Потому что из республики в централизованной стране она стала
державой, не умея державой быть.
Всему пришлось учиться в процессе, методом проб и ошибок. Срочным образом
создавались все государственные институты и атрибуты, быстренько выбрали
президента (само собой, председателя Верховной рады Украины Леонида
Кравчука, всю жизнь занимавшегося партийной работой с идеологическим уклоном).
Дальнейшую историю разделим на
четыре периода по четырем президентам.
Итак, Кравчук – учимся быть
независимыми.
При Макарыче новоявленное государство
занималось тем, что пыталось состояться. Власть училась быть властью с новыми,
доселе невиданными полномочиями и обязанностями, обзаводилась всей атрибутикой
от гимна с флагом и собственными деньгами до армии, ВВ и послов. До руководства
страной руки просто не доходили; по сути, за пределами самой власти ее как
таковой и не было. Ко всему прочему, при развале Союза были порублены все
экономические связи, экономика встала, и мы получили полный букет последствий,
включая годовую инфляцию в 10 000%, отсутствие самых необходимых продуктов,
карточную систему, девальвацию и прочие прелести переходного периода. Параллельно,
пока власть рожала самое себя с полагающимися принадлежностями в виде,
например, правоохранительных органов, зацвел пышным цветом бандитизм, и хаос продолжался
некоторое время.
Но постепенно ситуация менялась –
о чем я и напишу в следующей публикации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий